АГА! Мне ужо ничё не поможет!! гы))))) Вот вам статья про пользу фильмов ужасов....
Какая польза от фильмов ужасов?
Начиная с середины прошлого столетия именно кинематограф взял на себя очень важную – мифотворческую функцию (то есть то, что раньше делали эпосы и сказки, а именно – героев и стандартные шаблоны поведения). Самое массовое из искусств выводит свои главные жанры из фундаментальной, «аристотелевой» триады человеческих эмоций – смех, сострадание, страх. Соответственно и три основных жанра – комедия, мелодрама и то, что вводит в дрожь (триллеры, фильмы ужасов). Без каждого из них вышеупомянутая триада лишится гармоничной законченности. И к ужасу это относится в полной мере. Я не выношу боевики в самостоятельный жанр – они либо комедийны («Неулови-мые мстители»), либо мелодраматичны («Брат»), либо ужасны («Чистилище»).
Сами по себе страх и ужас имеют многовековую художественную тради-цию – достаточно вспомнить тексты описаний и изображения Конца Света, ре-лигиозных картин потустороннего мира, непреходящие детские страшилки (тот же тургеневский «Бежин луг» или четверостишия про «маленького мальчика»). И пытаться бороться с ними путем тотального запрета – штука достаточно бесполезная, ибо тема ужаса вечна. При запрете она просто заместится более грубыми и уродливыми формами. Вспомним, как это происходит с игнорируемым многими родителями половым просвещением путем получения последнего в подворотне от пьяных гопников и надписей на стенах. А ведь через страх и ужас нередко происходит приобщение к очень глубоким, последним вопросам бытия – «Кто я такой?», «Зачем живу?», «Куда иду я?». И человек, не приобщившийся к этой теме (уж лучше на киноэкране чем на войне), рискует остаться на всю жизнь незавершенным, инфантильным существом. Что он сможет передать своим детям?
Позволю себе напомнить, что фильм ужасов как культурно-психологический феномен сложился в США времен невиданного экономиче-ского спада тридцатых годов прошлого века. И кинематограф при этом высту-пил в роли врачевателя (да-да!), психотерапевта масс. Ибо во время просмотра, особенно группового, включается мощная цепь психологических механизмов – например, ожидания, отождествления с героем. А умереть вместе с ним и столь же неожиданно воскреснуть, победив зло – это важный положительный психо-логический опыт, не всегда доступный нам в реальности. Это – и стимул к со-ершению подвига, и преодоление страха смерти, и постижение неведомого. Так что и «Терминатор», и «Дракула» несут в себе не столько запугивание и насилие, сколько мощную психотерапевтическую энергию. Нужно лишь рассмотреть ее под правильным ракурсом, ибо, как говорится, «если в зеркало смотрит обезьяна – оттуда не выглянет апостол…»
Наиболее показательны в этом отношении работы Альфреда Хичкока, однако тема ужаса часта и у Андрея Тарковского, и у Ингвара Бергмана, и дру-гих признанных мэтров кино. Не перегружаясь физиологией и будучи безу-пречными по логике, их фильмы показывают нам истинный, внутренний страх (а не резиновые клыки или плохо сработанный муляж акулы). Однако такой, аппелирующий к обыденной реальности и здравому объяснению, страх и «страшнее» всего (извиняюсь за пассаж). Он не уводит нас от действительности и не навязывает свое видение мира, он оставляет с проблемой выбора один на один. Вспомним «Сталкера» или «Кладбище домашних любимцев». Или пред-ставьте себе: ранним утром Вы выйдете на работу, а дворник выскажет Вам ни с того ни с сего соболезнование. В недоумении войдя в транспорт, услышите раз-говор случайных попутчиков. Упоминая Ваше драгоценное имя, один рассказы-вает другому как обладатель имени сего недавно похоронил близкого человека. Разумеется, попробуем отмахнуться от тревожащего и непонятного, суета рабо-чего дня затушует дыру в скользкой реальности. Но вот вечером у подъезда к Вам подойдет некто и задаст простой вопрос «А зачем же Вы меня похоронили?». Дальнейшая реакция, наверное, предсказуема. Спецэффектов – ноль. Но эмоции!!!
Настоящая опасность исходит не от жанра фильмов ужаса как таковых, а в тотальной подмене ими остальных не менее целительных жанров, которые я перечислил выше. И если человек со сформировавшейся зрелой психикой про-сто выключит превышающий чувство меры и здравого смысла фильм, то для более юных и не обладающих твердыми жизненными ориентирами, очевидно, нужна комплексная экспертиза предлагаемого продукта с участием специалистов в области мира души. Она достаточно отработана в сети кино-и видеопроката (обратите внимание на примечания на обратной стороне видеокассет и дисков), но применение ее в деятельности современного телевидения я пока представляю с трудом. И все же это не повод заменять высококачественный ужас штампованными «песнями ни о чем».